Сертификация услуг



 

ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ

Объектами сертификации являются услуги (работы), оказание которых
регулируется нормативными, техническими и другими документами, содержащими требования к их качеству и безопасности, а также методы их оценки, проверки и контроля.
            Сертификация услуг проводится на соответствие национальным стандартам, стандартам организаций,  условиям договоров,  документам, предложенным заявителем, по видам услуг, входящим в область аккредитации органа по сертификации (далее ОС), с обеспечением необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.
При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) соблюдаются
следующие основные принципы:
           - добровольность;
- открытость;
            - бездискриминационный доступ и участие в процессах сертификации;
            - объективность оценки;
            - конфиденциальность и защита интересов заявителя;
            - доступность информации.
При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) используют формы документов (заявки, решения по заявке и о выдаче сертификата соответствия, сертификата соответствия, приложения к сертификату соответствия, разрешения на применение знака соответствия и знак соответствия), установленные в Системе сертификации ГОСТ Р.
 Правилами сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе» (Утверждены Постановлением Госстандарта РФ от 17.03.98 № 12 (ред. от 12.05.09); документом Системы сертификации ГОСТ Р «Положение о знаке Системы сертификации ГОСТ Р при добровольной сертификации продукции (работ, услуг) (Утверждено Постановлением Госстандарта России от 29.06.98 № 50).
Работа по сертификации услуг (работ) включает:
1. Принятие решения по заявке, в том числе:
прием, входной контроль и регистрацию заявки;
рассмотрение документов, приложенных к заявке;
выбор схемы и программы сертификации;
определение организаций- соисполнителей работ;
подготовку и оформление решения по заявке.
2.Выполнение процедур сертификации, в том числе:
отбор и идентификацию образцов для проведения выборочной проверки результатов услуги;
анализ протоколов проверки результатов услуги;
оценку мастерства исполнителя работ и услуг;
оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;
анализ состояния производства;
контроль мастерства исполнителя работ и услуг;
контроль процесса выполнения работ, оказания услуг;
контроль состояния производства;
контроль соответствия установленным требованиям;
контроль качества выполнения работ, оказания услуг;
оформление результатов и принятие решения.
 
При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) используют схемы сертификации, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Схемы, применяемые при добровольной сертификации услуг (работ)

 
 
 
 
Номер схемы
Оценка оказания услуг, выполнения работ
Проверка (испытания) результатов услуг и работ
Инспекционный контроль сертифицированных услуг и работ

1
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг
Проверка (испытания) результатов работ и услуг
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

2
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг
Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

3
Анализ состояния производства
Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

4
Оценка организации (предприятия)
Проверка (испытания) результатов работ и услуг
Контроль соответствия установленным требованиям

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.
По схеме 1 оценивают:
- наличие и уровень профессиональной подготовки и квалификации персонала, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения, применительно к оказанию конкретных услуг;
- знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги (выполняемые работы).
Схему 1 применяют для услуг (работ), качество которых обусловлено мастерством исполнителя.
                                                                                                                                                                        
По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг (выполнения работ), проверяют (испытывают) результаты услуг (работ) и контролируют процесс оказания услуг (выполнения работ) при инспекционном контроле.
В зависимости от специфики процессов проверяют:
- наличие и соблюдение требований к нормативным и техническим документам на процессы оказания услуг (выполнения работ);
- оснащение оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
- безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
- профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
Схему 2 применяют для услуг (работ), качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса оказания услуг (выполнения работ).

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты услуг (работ).
Схему 3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты услуг (работ).

По схеме 4 оценивают в целом организацию (предприятие) - исполнителя услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных и технических документов.
По схеме 4 оценивают:
- наличие и функционирование системы обеспечения качества оказываемых услуг (выполняемых работ);
- организационное, правовое, программное, методическое, информационное, материальное, метрологическое и другое обеспечение;
- состояние материально-технической базы заявителя, в том числе оснащение оборудованием, инструментами, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др.;
- стабильность функционирования систем технического обеспечения и обслуживания;
- условия обслуживания потребителей услуг;
- наличие и соблюдение требований нормативных и технических документов на процессы оказания услуг (выполнения работ);
- безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
- профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
При проведении сертификации по схеме 4 могут быть подтверждены формат, категория или тип предприятия, оказывающего услуги (выполняющего работы), если это предусмотрено соответствующими нормативными и техническими документами.
 
При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) могут быть использованы имеющиеся у заявителя документы, подтверждающие соответствие услуг (работ) установленным требованиям:
- результаты экспертных оценок;
- результаты социологических оценок;
- сертификаты соответствия других систем сертификации;
- акты проверок, заключения, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор, и общественных организаций;
- сертификаты (декларации о соответствии) на сырье, изготавливаемую продукцию.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).
 
Объем и содержание документов, необходимых для проведения работ по добровольной сертификации услуг (работ), определяет эксперт по сертификации в каждом конкретном случае.
 
Подача заявки на сертификацию услуги
Заявитель        (предприятие,        организация,        индивидуальный предприниматель), претендующий на сертификацию продукции, подает заявку, оформленную  в соответствии с документом «Правила по сертификации. «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе» с Изменением № 1, 2, с необходимым комплектом документов в ОС, предусмотренных  п.4.3,  с сопроводительным письмом или без сопроводительного письма, в     ОС:
         -    в ходе личного приема, который осуществляется по рабочим дням с понедельника по четверг с 9.00 до 17.00, в пятницу с 9.00 по 15.45; 
- путем направления почтового отправления (отправления доставляются операторами почтовой связи в офис по рабочим дням с понедельника по четверг 9.00 до 17.00, в пятницу с 9.00 по 15.45);
- с использованием курьерских служб (прием курьерских отправлений осуществляется в офисе по рабочим дням с понедельника по четверг 9.00 до 17.00, в пятницу с 9.00 по 15.45);
- путем направления по электронной почте и по факсу.
В общем случае комплект документов, представляемый на сертификацию услуги (работы), должен содержать:
- документы, подтверждающие легальность осуществления деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав или выписки (извлечения) из него, выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП), заверенные заявителем (при отсутствии заверенных копий осуществляется проверка легальности заявителя с использованием специального программного обеспечения);

-  результаты экспертных оценок;

-результаты социологических оценок;
            - сертификаты соответствия других систем сертификации;
            - акты проверок, заключения, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор, и общественных организаций;
             - сертификаты (декларации о соответствии) на сырье, изготавливаемую продукцию;
             - другие документы, подтверждающие качество и безопасность оказания услуги (изготавливаемой продукции (по усмотрению заявителя).

 

 

Более подробно о перечне документов и текстах Технических регламентов Таможенного союза Вы можете ознакомится на сайте :

 http://www.eurasiancommission.org/

Перечень документов на сертификацию услуг ОП

Ответственность держателя сертификата на услуги